На протяжении многих лет исследователи связывали антисоциальное поведение с отклонениями в работе мозга. Однако проводилось мало исследований, призванных проверить эту теорию.

Не так давно при помощи МРТ исследовались процессы, происходящие в мозге подростков с кондуктивным расстройством (регулярно проявляемое антисоциальное поведение, для которого характерна агрессия, эмоциональная нестабильность и пр.). Полученные результаты подтвердили, что структура их мозга отличается от структуры мозга людей, не склонных к такому поведению. Также исследователи заявили, что подобные отклонения — не просто форма подросткового бунтарства, они могут привести к более серьезным последствиям, таким как психические расстройства.

В группе испытуемых было 58 подростков от 16 лет до 21 года с кондуктивным расстройством, а в контрольной группе — 25 подростков с обычным поведением.

При помощи снимков МРТ исследователи измеряли толщину 68 различный областей внешней коры головного мозга, которые связаны с восприятием, вниманием, памятью, языком и прочими функциями. Затем проводилось сравнение разных частей коры.

По степени сходства разных участков мозга можно определить, развиваются ли они одинаково (что также означало бы их взаимосвязь) или по-разному, независимо друг от друга. Исследователи ожидали, что у подростков с нарушениями поведения будет меньше сходства между этими участками, чем у контрольной группы.

Результаты удивили: видны четкие отличия между структурами мозга у тех, чьи проблемы с поведением начались в раннем и в подростковом возрасте. И у тех, и у других наблюдались отличия от контрольной группы.

В группе подростков, у которых с детства были проблемы с поведением, толщина всех областей коры мозга оказалась практически одинаковой. У участников контрольной группы наблюдалось сходство только между теми участками коры, которые отвечают за схожие функции и расположены рядом. При этом структура участков, расположенных дальше или отвечающих за разные функции, заметно отличается.

Из этого можно сделать два вывода:

1. Развитие мозга у людей с аналогичными проблемами протекает сходным образом.

2. Структура коры головного мозга подростков с кондуктивным расстройством менее специфична (т.е. она более однородна).

Тем не менее, прямой связи между неспецифичностью и антисоциальным поведением пока что не выявлено.

Такие особенности структуры мозга можно объяснить двумя факторами: развитие тех частей коры, которые формируются в раннем детстве, задерживается, и вместе с тем участки мозга, которые обычно начинают развиваться позже, у проблемных подростков формируются раньше. Вследствие этого рельеф коры их мозга выражен гораздо менее ярко, нежели у остальных их сверстников.

Проведенный эксперимент имеет большую значимость: он позволил не только проследить закономерность между структурой головного мозга и антисоциальным поведением подростков, но и выяснить, что оно обусловлено физиологическими факторами, следовательно, могут привести к дальнейшим проблемам.

По материалам The Conversation